Инвесторы, пострадавшие от более чем десятилетия низких процентных ставок, ищут более высокую доходность в неисследованных областях. «Я думаю, что на этом рынке, особенно в связи с количественным смягчением в последние годы, это привело к поиску доходности», — сказала недавно Синди Чен Делано, старший юридический аналитик инвестиционной компании Whitebox Advisors LLC, на нью-йоркском мероприятии, посвященном судебному финансированию.
По её словам, объём рынка судебного финансирования составляет от 50 до 100 млрд $, если судить по счетам крупнейших юридических фирм.
Она сказала, что доходы, доступные для спонсоров судебных процессов, более привлекательны, чем инвестиции в акционерный капитал и инвестиции с фиксированным доходом.
Тем не менее, практика получения прибыли от судебных исков подверглась групповой критике, в том числе со стороны Торговой палаты США.
Критики говорят, что это приведет к большему количеству исков, когда они и так популярны в обществе, и уменьшит выплаты истцам. «Стороннее финансирование ведет к увеличению числа судебных исков, подрывает контроль истцов над делом и излишне затягивает судебные разбирательства», — написала Лиза Рикард, президент Института правовых реформ Палаты США, в июньском обзоре, опубликованном в Регистре Де-Мойна.
Обеспокоенность Палаты связана с тем, что ей не нравятся судебные разбирательства в целом, заявил Энтони Себок, профессор юридической школы Кардозо при Университете Иешивы и эксперт по финансированию судебных процессов.
«Если вам не нравится судебный процесс, вам не понравится судебное финансирование», — сказал он.
По словам Себока, финансирование судебных процессов незаинтересованными третьими сторонами было незаконным, но в конце 1990-х годов юридические барьеры начали разрушаться. Исторически сформировались общее беспокойство по поводу использования судебных процессов в качестве заработка денег и убеждение, что суды не должны быть открыты для финансовых спекуляций, сказал он.
Себок сказал, что правовая система должна решить, является ли иск действительным или нет, и финансирование судебных разбирательств помогает большему количеству этих претензий быть услышанным.
«Нет ничего неэтичного в том, чтобы зарабатывать деньги», — сказал он.
Стороннее финансирование судебных разбирательств привлекло внимание в 2016 году, когда стало известно о финансовом участии венчурного капиталиста Питера Тиля в иске бывшего борца Халка Хогана против Gawker Media, который привёл к банкротству компании. Тиль сказал, что он не рассматривал дело как коммерческое предприятие и не ожидал получить прибыль.
Burford Capital Ltd. — публичная компания по финансированию судебных процессов, которая была основана в 2009 году, во время Великой рецессии. Юридические фирмы не смогли получить финансирование из своих обычных источников, таких как банки, что создало такую возможность, считает Джон Лазар, директор фирмы, которая торгует на Лондонской фондовой бирже. В 2017 году Burford Capital сообщила о доходности собственного капитала в 37%.
По словам Лазара, Burford инвестирует в случаи, когда, по мнению компании, финальный доход компании по делу может в 10 раз превышать вложения, оставляя значительную сумму истцу. Перед инвестированием фирма анализирует юристов, вовлеченных в дело, и пытается оценить, будет ли иск успешным. По словам Лазаря, около 95% дел в конечном итоге решаются вне суда.
Одна из любимых ситуаций, когда фирма может инвестировать, это когда первоначальный спонсор не может выделить дополнительный капитал, а Burford может предоставить средства для продолжения судебного разбирательства.
«Это некоторые из моих любимых инвестиций, потому что вы получаете выгоду от долгих лет судебных разбирательств, а вкладываетесь в последний момент на тех же условиях, что и первоначальные спонсоры», — сказал Лазар.
Возможности для мелких инвесторов ограничены влиянием Burford и находящейся в Австралии IMF Bentham Ltd., другой публичной финансовой компанией, которая сообщила о возврате собственного капитала в размере 7,6% в 2017 финансовом году. По словам Себока, большая часть собранных средств поступает от учреждений и частных инвесторов.
Противники финансирования судебных разбирательств указали на возможность для спонсоров, таких как Тиль в иске Хогана, оставаться анонимными. Сенатор-республиканец Чак Грассли из Айовы, Том Тиллис из Северной Каролины и Джон Корнин из Техаса в мае внесли проект Закона о прозрачности финансирования судебных процессов, который потребует раскрытия сторонних соглашений о финансировании в гражданских исках.
«Финансирование судебных процессов со стороны третьих лиц закачивает миллионы долларов в нашу систему правосудия, и без нужного надзора сложно отследить влияние этих денег на судебные разбирательства», — заявил Корнин в заявлении во время представления законопроекта.
Но представители отрасли не ожидают, что прозрачность сильно изменится в большую сторону.
«Я думаю, что мы перейдем к какому-то правилу, когда имена спонсоров будут раскрыты, — сказал Джим Батсон, управляющий инвестициями в IMF Bentham. — Люди поймут, сколько из этих дел финансируется».